Теория близости и правило внутреннего и внешнего

«Объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются связанно. Этот простой принцип лежит в основе всякого осмысленного дизайна.»

Из Ководства Артемия Лебедева



Закрепим на похожем примере. Эта пара собирается в путешествие:





Тут чемодан у мужика, а тетка без чемодана:





Здесь тоже пара путешественников, но чемодан принадлежит мужу:





А здесь пара либо забыла чемодан, либо он вообще не их:





Отношения объектов друг к другу определяется не только расстоянием между ними, но и другими факторами.

Цветом. Пара из первого примера, но чемодан принадлежит мужику:





Прозрачностью или яркостью. Не смотря на близость объектов, чемодан связан с девочкой. Близость парня к чемодану добавляет новый смысл — чемодан принадлежит девочке, но понесет его мальчик:





Размером:





А вот пример, где расстояние говорит одно, а размер — другое. Получается, что Гулливер украл у лилипута чемодан:





Теория близости — частный случай общего правила внутреннего и внешнего. Это правило об использовании антипространства. Оно работает на всех уровнях от одной буквы до этажей страницы.

Возьмем мягкий знак:





Поместим его в ряд букв:





Внутреннее расстояние между вертикальными штрихами «Ш» больше расстояний до соседних букв. Это объединило мягкий знак с первым штрихом «Ш» и в середине слова появилась «Ы». Воздух исправляет ситуацию:





Теперь всё хорошо. Добавим второе слово:





Расстояние между словами сравнимо с расстоянием между буквами. Такой текст читать тяжело. Он слипается в одно сплошное слово. Исправляем:





Попробуем перенести слово на вторую строку:





Расстояние между строками меньше расстояния между буквами в одном слове. Это нарушение правила внутреннего и внешнего. Исправляем:





Добавим подпись:





На новом уровне появляется новая проблема. «ТЕАТР» стоит ближе к подписи, чем к слову «БОЛЬШОЙ». Опять нарушение правила. Должно быть так:





Идем на следующий уровень: помещаем надпись в рамку:





Теперь межстрочные расстояния больше общего внешнего пространства до края рамки. Надписи тесно. Правильно так:





И так можно продолжать до бесконечности, добавляя новые элементы.

Придя на сайт, пользователь не будет думать о расстояниях. Его мозг просто объединит близкие друг к другу элементы не включая в процесс сознание. Это может сыграть злую шутку с восприятием. Попробуйте угадать, какая из этих превьюшек — 105 серия:

Принцип контраста и правило внутреннего — два базовых знания дизайнера.

Эта заметка — калька с совета о правиле внутреннего и внешнего.

Поделиться
Отправить
Запинить